iconКиево-Печерская ЛавраТУР ПО УКРАИНЕ

Киево-Печерская лавра – один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Одна
из важнейших православных святынь, третий Удел Богородицы.
Печерский монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом
из Любеча, и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато
над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи,
крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора
«Повести временных лет») и художника Алипия. С 1592 по 1688 год был ставропигией патриарха
Константинопольского. За этот период Печерский монастырь был одним из важнейших духовных
оплотов сопротивления унии, а также очагом формирования малороссийской идентичности. В
1688 году монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим
Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её
священноархимандритом.
В Ближних и Дальних пещерах лавры покоятся мощи православных святых, в лавре есть и
захоронения мирян (например, могила Петра Столыпина).
В настоящее время Нижняя лавра находится в ведении Украинской православной церкви
(Московского патриархата), а Верхняя лавра — в ведении Киево-Печерского историко-культурного
заповедника.
В настоящее время Киево-Печерская Лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу
Днепра и занимает два холма, разделённых глубокой ложбиной, спускающейся до Днепра. В XI
веке местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села
Берестова Иларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 году Иларион был поставлен
митрополитом Киевским, и его пещера опустела. Примерно в то же время в Киев пришёл с Афона
монах Антоний, уроженец Любеча; жизнь в киевских монастырях пришлась ему не по нраву, и он
поселился в пещере Илариона.
Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий
из Курска. Когда их число возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний
поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую
пещеру. Эта пещера послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность
прежним, «дальним». С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили
над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель всё
увеличивалось, и Антоний добился разрешения использования всей горы над пещерой у великого
князя Изяслава Ярославича. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора (1062);
возникший монастырь получил название Печерского (по-древнерусски «печера» — пещера и,
вообще, любое подземное жилище). В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввёл
в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими
русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к
монастырю значительные пожертвования.
В 1073 году была заложена каменная церковь, оконченная и освящённая в 1089 году. Фресковая
живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками.
В 1096 году ещё не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные
святыни были разграблены и поруганы. Половцы едва не въехали в сам Киев. Но уже в 1108 году
при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и, более того, в нём появились новые
постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба
Всеславича.

Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом,
устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10
монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С
переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для монахов,
тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю
принадлежало также село Лесники. Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время
Великого поста. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое
почтение к родной обители.
В 1151 году монастырь был разграблен торками, в 1169 году при взятии Киева объединёнными
войсками киевских, новгородских, суздальских, черниговских, смоленских князей и
примкнувшими степняками-язычниками (берендеями). В 1203 году при новом опустошении Киева
Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была разграблена. Но самое
ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев и овладели всей
южнорусской землёй.
Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно,
как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлён, и великая
церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов. Бедствия от нашествия монголо-
татар повторялись в Киеве не раз — в 1300 году, в 1399 году. В 1470 году киевский князь Семён
Олелькович возобновил и украсил великую церковь, однако уже в 1482 году крымскотатарское
войско хана Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь. Щедрые пожертвования снова дали
ему возможность скоро оправиться. В 1593 году ему принадлежали два города — Радомысль и
Васильков, до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах Западной Руси, с рыбными
ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами. С XV
века монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В 1555—1556 гг.
великая церковь опять была обновлена и украшена.
После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся
в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту; но
монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооружённое сопротивление.
Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 году, была также безрезультатна.
Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения.
Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского
Патриарха. В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной
Руси.
25 января (ст. ст.) 1918 года был увезён и убит большевиками настоятель Лавры — митрополит
Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).
После 1919 года монашеская община продолжала существовать как артель.
С начала 1924 года Лавра находилась в непосредственном ведении патриарха Тихона.
На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15
ноября 1924 года в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия
(Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в
ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря
1924 года.
29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о
«Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным
заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок». Постепенное

вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 полной
ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены
в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению.
В одном из корпусов была размещена Государственная историческая библиотека Украины
(находится там до настоящего времени). На территории лавры был образован музейный
комплекс, в его составе — Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др.
В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где
оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан.
По разрешению германских властей 27 сентября 1941 года в стенах Лавры была возобновлена
монашеская жизнь; во главе братии стал схиархиепископ (бывший Херсонский и Таврический)
Антоний (князь Давид Абашидзе), лаврский постриженник.
3 ноября 1941 года немецкими оккупантами был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000
году), что указывается в материалах Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под
руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён вывоз ценностей храма. Подрыв
собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления, а также в соответствии с
политикой нацистов по уничтожению национальных святынь в целях ослабления национальной
идентичности покорённых народов.
Взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В
середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев
при содействии доктора Вольфганга Айхведе (нем. Eichwede), директора Исследовательского
центра Восточной Европы (нем. Forschungsstellе Osteuropa) Бременского университета,
занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о
времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной
съёмки. Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами
немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом
свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра
вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства
оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха
Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна,
непосредственно руководившего подрывом храма.
После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру.
Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году.
В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета
министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория
Дальних пещер.
Первым настоятелем воссозданной обители стал митрополит Киевский и всея Украины Филарет
(Денисенко) (в 1992 году запрещённый в служении и извергнутый из сана), а наместником —
архимандрит Ионафан (Елецких) (с 22 ноября 2006 года — архиепископ (сейчас митрополит)
Тульчинский и Брацлавский).
С 1992 года по 2014 год настоятель (священноархимандрит) Лавры — митрополит Киевский и всея
Украины Владимир (Сабодан), резиденция которого находится на территории монастыря.
C 1994 года наместник Лавры — митрополит Вышгородский Павел (Лебедь).
Первоначально кафедральным собором был вместительный трапезный храм преподобных
Антония и Феодосия Печерских.

В Лавре разместились также Киевские Духовные семинария и академия, издательский отдел
Церкви.
9 декабря 1995 года президентом Украины Л. Кучмой издан указ о восстановлении Успенского
собора. К 950-летию Лавры собор был восстановлен; освящён 24 августа 2000 года. В 1990 году
Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

iconПРОГРАММА ТУРА Киево-Печерская Лавра

НЕ УПУСТИТЕ СВОЙ ШАНС

ЗАКАЖИТЕ ТУР СЕЙЧАС
и получите 15% скидки


дней

часов

минут

секунд
people